Страхование культурных ценностей

Страховой тариф, страховая премия, страхование картин, страхование произведений искусства, страхование культурных ценностей, проведение предстраховой экспертизы Страхование культурных ценностей и финансы "Источником всякого заблуждения является недостаток памяти" Отто Вейнингер Страхование Коллекционеры начинают искать защиты у страховщиков Страхование культурных ценностей, пожалуй, одна из самых индивидуальных услуг страховщиков. Ведь каждое произведение искусства или предмет старины неповторимы. Тем не менее в России этот немассовый вид страхования в последнее время переживает подъем. Коллекционирование предметов искусства и антиквариата давно уже стало не только хобби, но и хорошим вложением денег. Антикварная живопись, например, постоянно растет в цене, в среднем на 10-20% в год, поэтому является достаточно выгодной инвестицией. «Мы сейчас наблюдаем интереснейший процесс перелома сознания коллекционеров искусства и антиквариата, - отмечает руководитель направления страхования культурных ценностей компании Андрей Куча. С этим, в страхование культурных ценностей, связан интерес ряда частных лиц институций к коллекционированию». Собрания произведений искусства и отдельные предметы культурной исторической значимости начинают осознаваться как. И если для музеев страхование произведений искусства на периоды их перемещения транспортировки давно стало рутинной процедурой, связанной с защитой экономических интересов собственника произведений - государства, и проводится почти на обязательной основе, то коллекционеры только постепенно приходят к мысли о том, что культурные ценности, составляющие существенную часть их материального достояния, также следует защищать, как они защищают свое имущество другого рода, бизнес и т. «Тем не менее пока что чаще по-прежнему обращаются музеи, но недалек тот час, когда количество обращений от частных лиц превысит количество обращений от музеев», - уверен Андрей Куча. Предметный разговор Прежде всего стоит понять, что именно входит в понятия «предмет искусства» и «антиквариат». «К сожалению, точного определения ни того, ни другого не существует. Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности в РФ относит к антиквариату предметы возрастом 100 и более лет. При этом подразумевается, что интерес к ним связан с их возрастом и, следовательно, редкостью», - поясняет Андрей Куча. Определения термина «произведение искусства» не дает ни один закон. Если говорить в целом, то предмет искусства должен представлять художественную или историческую ценность. К ним относятся частные собрания картин, гравюр, рисунков, гобеленов, художественных изделий из стекла, а также другие произведения искусства и предметы старины например, мебель, редкие книги, изделия из серебра, фарфора и т. «Под страхование культурных ценностей антиквариата, как правило, понимаются культурные ценности, созданные более 50 лет назад. Состав антикварных предметов необычайно широк и включает все сферы коллекционирования книги, рукописи, живопись, страхование культурных ценностей, мебель и так далее. Стоимость антиквариата зависит от потребительской моды, художественной и мемориальной ценности, а также от временного статуса антикварной вещи», - отмечает руководитель управления страхования имущественных видов и ответственности страховой компании «Стандарт-Резерв» Наталья Кузюткина. А вообще, у каждого человека своя трактовка этих понятий. В любом случае предмет искусства и антиквариат - это труднооценимые вещи. «Держатель вещи, как правило, ценит ее очень высоко, и эта оценка в материальном выражении далеко не всегда соответствует мнению экспертов. Экспертные исследования и оценка стоимости предмета обходятся очень дорого, поэтому средней страховой компании невыгодно заниматься данным видом страхования», - уточняет заместитель генерального директора страховой группы «Региональный альянс» Дарюс Балионис. Частная инициатива Частные коллекционеры всегда осторожно относились к страхование культурных ценностей принадлежащих им ценностей, ведь заключение договора страхования подразумевает, во-первых, страхование культурных ценностей информации о коллекции и ее стоимости, а во-вторых, проведение предстраховой экспертизы для определения подлинности принимаемых на страхование произведений искусства, поясняет директор департамента имущественного страхования физлиц компании РОСНО Артем Искра. В ходе такой экспертизы иногда определяется и подделка. «Вообще, коллекционеры не склонны страховать страхование культурных ценностей им ни к чему лишнее внимание и огласка, а информация о коллекции вполне может попасть в криминальные руки. А ведь известно, что рынок антиквариата очень сильно криминализирован», - добавляет первый заместитель генерального директора страховой компании страхование культурных ценностей Дмитрий Климов. По словам Натальи Кузюткиной, система налогообложения тоже мало располагает к выходу любителей прекрасного из тени: добавлять лишнюю страхование культурных ценностей в декларацию и платить дополнительный налог на имущество они не спешат, предпочитая хранить антикварные ценности по углам и чуланам. Вместе с тем они берут на себя риск расстаться страхование культурных ценностей своей коллекцией в одночасье: пожар, наводнение, ограбление - и от дорогостоящего собрания останутся лишь воспоминания. Основные причины отказа от сделок частников со страховщиками - отсутствие у коллекционеров сопроводительной документации или серьезные сомнения в ее юридической силе, а также уверенность владельцев ценностей в том, что хранимые произведения искусства и антиквариата надежно защищены. Имеет значение и нежелание афишировать факт хранения ценностей и тем самым подвергать их опасности, боязнь дознаний со стороны налоговой инспекции, нежелание или отсутствие возможности оплачивать расходы по страхованию и оценке предметов, а также подозрения, что хранимые вещи, приобретенные нелегальным путем, числятся в розыске. Следует отметить, что кражи экспонатов из музеев происходят достаточно редко, при этом каждое хищение подобного рода сразу становится событием. Гораздо чаще шедевры воруют у владельцев частных коллекций, но лишь очень страхование культурных ценностей из них страхуют свои сокровища. Как застраховать культурные ценности Если частный коллекционер все же решил позаботиться о судьбе своих сокровищ, для начала ему придется предоставить страховщику массу документов. страхование культурных ценностей естественно, что антиквариат, коллекции и оружие принимаются на только при наличии устрахователя сертификатов подлинности, авторских сертификатов, паспортов либо официальных заключений выданных независимыми экспертами, обладающими соответствующей лицензией на оценочную деятельность таких объектов», - рассказывает руководитель группы технологий и бизнес-моделирования компании Иван Катербургский. Подлинность удостоверяется заключением компетентных экспертов. Для получения заключения необходимо обратиться либо в Министерство культуры, либо в музей, характер собрания которого соответствует характеру произведения, поясняет Андрей Куча. Можно обратиться и в независимую организацию, которая обладает достаточной степенью компетенции и располагает оборудованием, необходимым для проведения технико-технологического и химического анализа. Экспертное заключение, как правило, подтверждает подлинность, стоимость и возраст предмета, а также его краткое описание и по возможности "биографию". В обязательном порядке прикладываются фотографии предметов коллекции в двух-трех экземплярах их достоверная опись со всем особенностями например, указание сколов, трещин, царапин, авторских подписей и т. Документы, удостоверяющие подлинность, выдаются представителями художественных и антикварных галерей, аукционов, экспертами-искусствоведами и другими лицами, обладающими полномочиями давать заключения такого страхование культурных ценностей, а также имеющими соответствующую лицензию сертификацию. Очевидно, что ответственность таких экспертов должна быть застрахована, так как и здесь не исключен риск профессиональных ошибок эксперта. Страхование культурных ценностей на осуществление оценки стоимости и определение подлинности также подтверждаются соответствующими лицензиями. Если произведение искусства было относительно недавно куплено на аукционе в каждом конкретном случае это определяется индивидуально или в серьезном антикварном салоне, будет достаточно документов, подтверждающих такую покупку. По словам Ивана Катербургского, если таких документов нет, предметы искусства или антиквариата необходимо страхование культурных ценностей на специализированную технологическую искусствоведческую экспертизу. Так что, как видите, процедура достаточно сложная страхование культурных ценностей может занять достаточно много времени. На рынке антиквариата действуют свои законы, и знают их только специалисты, занимающиеся куплей и продажей предметов старины. Кроме того, обходятся их услуги очень недешево. «Насколько мне известно, ни одна страховая компания в России не располагает штатом экспертов-искусствоведов, - поясняет Андрей Куча. Однако подавляющее большинство компаний обращается за консультационной помощью в специализированные сторонние организации - музеи, оценочные компании и так далее». Страхование культурных ценностей у страхование культурных ценностей предмета искусства нет документов, удостоверяющих подлинность и страхование культурных ценностей вещи, или эти документы при проверке оказались подделкой, то в праве отказать в заключении страхового договора. Такой же итог следует ожидать, если из страхование культурных ценностей источников станет известно, что данный предмет искусства приобретен нелегально. Кроме того, очевидно, что ни одна компания не возьмется страховать коллекцию картин, которая хранится в квартире на первом этаже без сигнализации и страхование культурных ценностей на окнах. Цена защиты Общий принцип страхования состоит в том, что, чем выше риск наступления страхового случая их перечень указывается либо в договоре страхования, либо в правилах страхования, на базе которых выписывается полис страхованиятем выше цена услуги страховой компании - страховая премия. При страховании произведений искусства на время экспонирования или хранения степень риска оценивается страховой компанией в зависимости от страхование культурных ценностей обеспечения безопасности, сохранности, уровня охраны помещения, наличия сигнализации, датчиков страхование культурных ценностей и огня, уровня доступа в помещение. При страхование культурных ценностей на период транспортировки в первую очередь принимается во внимание компетенция осуществляющей транспортировку транспортной компании. Оценив все риски по предоставленной страхователем например, в заявлении на страховании информации, страховщик назначает страховой тариф. В среднем страховой тариф составляет 0,2-3% от страховой суммы, то есть той максимальной суммы, которая может быть выплачена в случае наступления страхового случая. «При этом возможно понижение или повышение тарифа в зависимости от состояния коллекции, условий ее хранения иных факторов увеличения или уменьшения страхование культурных ценностей риска наступления страхового случая», - отмечает Иван Катербургский. От пожара до залива Страховой полис может покрывать все стандартные имущественные риски пожар, залив, противоправные действия третьих лиц, стихийные бедствия и т. По словам Артема Искры, существуют и специфические риски, например, выход из строя климатических систем свет, влажность, температураповреждения, связанные с погрузкой и страхование культурных ценностей, при этом страхователь сам формирует набор рисков, от которых страхование культурных ценностей хочет застраховать принадлежащие ему предметы искусства. Вес отдельных рисков в общем тарифе зависит от вида имущества и условий его хранения. Например, при страхование картин на выставке наибольший вес будут иметь риски противоправных действий третьих лиц и пожар, а при страховании документов в архиве - пожар и залив. Полный пакет рисков будет стоить несколько дороже, чем индивидуальные варианты рисковых покрытий. Однако страховщик и на этом этапе делает уточнение. «Практически страхование культурных ценностей лишь три исключения. Во-первых, не покрывается риск естественного износа, обветшания, наличия внутренних скрытых дефектов или гибель и повреждение вследствие реставрации, восстановления или ретуширования. Во-вторых, конфискация или экспроприация. И в-третьих, так называемый defective title. Это когда третьи лица могут предъявлять свои претензии на право обладания в прошлом данными страхование культурных ценностей искусства», - рассказывает пресс-секретарь страховой компании «Ингосстрах» Наталья Горгидзе. Персональные страхование культурных ценностей По словам Натальи Кузюткиной, по своему усмотрению страховая компания может предъявить клиенту конкретные требования по условиям хранения культурной ценности и рассчитать стоимость страховки с учетом их выполнения. При этом условия хранения, транспортировки и экспонирования согласовываются не после, а до заключения договора страхования. На этом этапе страховщик выдвигает конкретные требования по территории страхования, оборудованию ее системами страхование культурных ценностей. Но в любом случае эти условия полностью согласовываются сторонами договора до его заключения и фиксируются в тексте договора. Некоторые компании на основании заключенного договора страхования имеют право во время действия договора производить осмотр застрахованного имущества и проверять условия его содержания. Страхование культурных ценностей страховом полисе четко прописывается, где и как должен храниться застрахованный предмет. «Если его утрата или страхование культурных ценностей наступило в то время, страхование культурных ценностей предмет по каким-либо причинам находится не в то время и не в том месте, то страховщик освобождается от проведения выплаты. Если прописано, что коллекцию охраняет частное охранное предприятие, или выяснится, что в день хищения представители охранного предприятия по каким-то причинам не находились на своих местах, то страховое возмещение также не выплачивается», - рассказывает Дмитрий Климов. Единственным инструментом регулирования взаимоотношений страховой компании и ее клиента является. «В страхование культурных ценностей, в частности, могут быть предусмотрены последствия неисполнения требований о должной осмотрительности и надлежащей заботе о произведениях, состоящие в том, что страховая компания будет вправе отказать в выплате страхового возмещения страхователю в случае, если выяснится, что наступление страхового случая явилось следствием его нарочито неосмотрительного или сознательно неаккуратного обращения с произведениями», - объясняет Андрей Куча. При страховании предметов антиквариата искусства предпочтительны следующие условия хранения: страхование культурных ценностей, наличие элементарных охранных систем и систем безопасности, отвечающих за сохранность объекта, специальные комнаты для хранения с поддержанием необходимых температур страхование культурных ценностей светового баланса, сложные системы охранной сигнализации с датчиками движения, системы видеонаблюдения за объектами с круглосуточной охраной и т. Так страхование культурных ценностей прежде чем идти в страховую компанию, необходимо позаботиться о максимальной защите своей коллекции доступными средствами: поставить сигнализацию, решетки на окна, железную дверь, при необходимости - надежный сейф. «Также неплохо перед приобретением предмета сразу поинтересоваться, где проводить экспертизу, что позволит сэкономить средства, ведь если тот эксперт, который выдал вам заключение, не будет внушать страховщику доверия, то он потребует повторного проведения экспертизы. Таким образом, вы сэкономите средства на этой недешевой процедуре», - страхование культурных ценностей Дмитрий Климов. Неприятные детали Не стоит рассчитывать на то, что при любом повреждении вашего застрахованного антиквариата страховщик сразу выплатит вам возмещение. Клиент может получить отказ от страховой компании в выплате в случае нарушения им обязанностей, прописанных в страховом договоре, сокрытия некоторых нюансов, а также возведения препятствий при исследовании страхового случая представителем страховой компании. Кроме того, несколько общих исключений зафиксировано в российском законодательстве. Например, не признаются страхование культурных ценностей случаями события, произошедшие в результате воздействия страхование культурных ценностей взрыва, радиации, военных действий и т. Главная особенность этого вида страхования заключается в том, что страхование культурных ценностей особенные предметы, отсюда этот вид никогда не был и не будет массовым. Пожалуй, это самый индивидуальный вид страхования. Что касается особенностей, то очень тщательно проводится оценка юридической чистоты страхуемого объекта, детально проверяются условия его хранения и экспонирования. Также с этим видом страхования связана специфика набора рисков. «Например, возможно включение в договор специального условия, предусматривающего страхование культурных ценностей возмещения полной стоимости пары или комплекта предметов искусства если речь идет о парных ювелирных изделиях или диптихах, страхование культурных ценностей и тому подобном в случае утраты или повреждения одного из них», - уточняет Андрей Куча. Важной особенностью этого вида страхования является и отличие принципов оценки ущерба, а также связанный с этим способ определения размера возмещения: возможно включение условия о возмещении потери рыночной стоимости произведения в результате ущерба, вызванного страховым случаем. Например, поврежденная картина, подвергшаяся реставрации, теряет в рыночной стоимости ввиду неоригинальности части живописного слоя. Эта разница может быть компенсирована страховой компанией. Есть особенности, связанные с техникой заключения договоров страхования и перестрахования соответствующих рисков. Однако это уже такие тонкости страхового дела, о которых широкой публике неинтересно знать. Сегодня предметы искусства все чаще рассматриваются как эффективный инструмент инвестирования средств граждан и юридических лиц. И все больше культурных ценностей выводится из тени частных собраний и поступает в оборот. Они являются объектами купли-продажи, аренды, предоставляются для экспонирования, что позволяет собственнику получать доходы, а также становятся предметом залога, вносятся в качестве вкладов в уставные капиталы обществ. Все это, безусловно, способствует увеличению рынка страхования частных коллекций, отмечает Наталья Кузюткина. Авт ор источник : Марина Кадыкова, Быть VIP-клиентом и пользоваться VIP-обслуживанием — это быть состоятельным представителем элиты, ценить свое время и деньги иметь уверенность в качестве получаемых услуг. Сегодня все чаще появляются специальные программы по VIP-обслуживанию во всевозможных отраслях. Ярче всего VIP-услуги представлены в секторе страхования.

См. также