Характеристика актера в пьесе на дне

Религиозно-мифологические истоки драмы "На дне" Религиозно-мифологические истоки драмы Горького "НА ДНЕ" фрагмент 6-й главы диссертации. Начать рассмотрение "На дне" с характеристики образа места подсказывает само название пьесы. Именно на примере этой пьесы характеристика актера в пьесе на дне видно, характеристика актера в пьесе на дне "пространственное мышление в театре нашего столетия сильно изменилось по сравнению с предшествующими эпохами. Отбросив повествовательные иллюстративные обязательства, пространственные образы обрели самостоятельность и охотно берут на себя функции философские. В споре с человеком пространство представительствует от имени внешнего мира". Первая характеристика, которую Горький дает костылевской ночлежке, - "подвал, похожий на пещеру". Сравнение заставляет вспомнить о пещере Платона - аллегорическом образе человечества, существующего в непознанном, скрывающем от него свою сущность мире. Можно напомнить и о той роли, которую пещеры играли в языческой мифологии. Здесь всегда царит полумрак. Действие пьесы начинается весенним утром, но утро это - сумеречное: лишь тусклый луч проникает в ночлежку "из квадратного окна с правой стороны". Второй акт представляет уже вечер, четвертый - ночь. В третьем персонажи поднимаются из ночлежки наверх, во двор, но события здесь развиваются опять же вечером. Только красные лучи характеристика актера в пьесе на дне солнца освещают место действия. Ощущение запертости ночлежников в "донном" мире усиливается отсутствием выхода вовне. Горький указывает двери, ведущие в кухню и в комнату Пепла, но при этом "забывает" указать дверь, ведущую на улицу. Хотя по ходу действия персонажи будут неоднократно входить и выходить в сени. Подъем наверх отнюдь не разрушает ощущения запертости пространства. Двор - это место, сплошь окруженное стенами, между которыми есть лишь "узкий проход", скрытый в сумерках заката. Он находится напротив брандмауера, освещенного лучами заходящего солнца. Ночлежка воплощает характеристика актера в пьесе на дне и мир-ад. В аду или более древнем его прообразе - языческом царстве мертвых характеристика актера в пьесе на дне всегда темно. Свет сюда падает не просто откуда-то сверху, но именно справа, то есть сама ночлежка расположена слева - с "адской" стороны. В аду всегда холодно, и ночлежники жалуются на непогоду. В первом акте Клещ говорит, входя из сеней: "Холодище. В четвертом сокрушается Квашня: "Ах, жители вы мои милые! На дворе-то, на дворе-то! На это указывает и нахождение ночлежки в подвале, то есть внизу. Здесь все как в одной братской могиле. Только у Пепла - отдельная комната, правда, отгороженная лишь тонкими переборками, да у Барона, Насти и Квашни свое помещение если таковым можно назвать кухню. Здесь тесно, неуютно, грязно. Посредине ночлежки - большой стол, две скамьи, табурет, все - некрашеное и грязное". Все это производит впечатление заброшенного, забытого Богом места. Под стать месту действия и его обитатели. Их можно действительно назвать мертвецами, по крайней мере, духовными. Каждый из персонажей в пьесе имеет не только свое имя или прозвище, но также награжден - автором либо другими персонажами в процессе общения - целым рядом зоологических характеристик и наименований. В то же время акцентирование "животных" характеристик способно придать пьесе гротесковый характер. Все вместе оказываются "псами", "свиньями", "бродячими собаками", "волками". Сатин "рычит" и "хрюкает", Бубнов "каркает", Алешка "лает" и "воет", Пепла называют волком и сам он считает, что у него "волчья жизнь". Клещ - "козел рыжий", Квашня - "старая собака", Василиса - "зверь", а также "свинья", "гадюка" и "сова". Колорита добавляют зоологические фамилии, прозвища, отчества - Клещ, Медведев, Карповна. Здесь возможно мифологическое объяснение, ведь "смерть на некоторой стадии мыслится, как превращение в животных". Умирающая Анна ради мужа-работника отказывается от оставленных ей Квашней горячих "пельмешков", при этом помня, что именно муж уморил ее до смерти. Она полагает, как и он сам, что смертью своей освободит слесаря от забот о ней, поможет ему выбраться со "дна". Но все происходит с точностью до наоборот. Чтобы похоронить Анну, Клещу приходится продать слесарный инструмент. В итоге он остается без средств к существованию, окончательно лишаясь надежды вырваться в нормальный социум. Страдания и лишения Анны оказались напрасны: "терпеливица" не спасла ими даже собственного мужа. Никакого оправдания не получают и страдания Наташи. Это молодая, полная сил девушка. Однако, как и Анну, ее постоянно одолевают думы о смерти: "А то. Летом хорошо воображать про смерть. Увидев мертвую Анну, Наташа говорит, что когда-нибудь также кончит свою жизнь - "в подвале. Рядом с думами о смерти у Наташи возникают чувства, схожие с религиозным ожиданием Небесного Жениха - Христа: "Вот, думаю, завтра. Или - случится что-нибудь. Она как будто готовится посвятить себя Богу. Подобно Анне, которая признается Луке: "Не помню - когда я сыта была. Над каждым куском хлеба тряслась. Характеристика актера в пьесе на дне жизнь мою дрожала. Но зато общается с бедными и убогими, шулерами, ворами и проститутками, приглядывает за больной. Кривой Зоб об умершей Анне говорит: "Ты думаешь - дух пойдет? Жизнь Анны становится примером для Наташи, которая после ее смерти говорит, что теперь умершая постоянно будет ей сниться. А слова, с которыми девушка исчезает из пьесы погубив заодно своим кликушеством и прибежавшего по зову ей на помощь Пеплазвучат абсурдно с точки зрения нормальной человеческой логики, но вполне объяснимы христианской моралью: "Возьмите и меня. Одни открыто презирают "донное" братство, надеясь, что сами-то они сюда попали случайно и однажды все-таки выберутся Клещдругие погружены в мир собственных грез, воспоминаний или размышлений Настя, Актертретьи не верят окружающим, подозревают их в корыстных намерениях Наташаа кто-то просто не испытывает потребности в человеческих привязанности, на собственном примере познав лживость и эгоистичность человеческой натуры Сатин, Бубнов. Характеристика актера в пьесе на дне возникает в пьесе мотив одиночества и отчуждения. В пьесе есть характеристика актера в пьесе на дне, выступающий как будто страстным апологетом христианской всепрощающей любви, озабоченный спасением своей и чужих душ. Это хозяин ночлежки Михаил Костылев. Живет он не вместе со всеми, а в доме, то есть наверху. Значит, должен быть характеристика актера в пьесе на дне "верхнего" мира. Можно характеристика актера в пьесе на дне связь этого образа с библейским персонажем, архистратигом Михаилом, верным служителем Бога, совершившим множество подвигов во славу Его. В переводе с еврейского Михаил - "кто яко Бог". Едва ли не чаще Луки хозяин ночлежки поминает имя Господа. Словно священник характеристика актера в пьесе на дне паству, называет ночлежников характеристика актера в пьесе на дне вы моя несчастная, никудышная, пропащая. Вход в Аид, древнее царство мертвых, также охранял пес - трехголовый Цербер. Значит, Костылев выступает и как сторож преисподней, не дающий силам "ада" прорваться в "верхний" мир - характеристика актера в пьесе на дне из них последние деньги и тем самым лишающий надежды на возвращение в нормальный социум. Однако реальная его власть над ночлежниками - сомнительна. Неясно, умирает он от удара Васьки Пепла или из-за собственной немощи. В самом деле, как выразился Сатин о 54-летнем хозяине ночлежки, "много ли ему надо". Сюжет пьесы движет пробуждение, оживление этих надежд на обретение смысла жизни, что художественно отображено в пространственной динамике пьесы. События ее характеристика актера в пьесе на дне и второго актов происходят в ночлежке. В третьем герои поднимаются во двор. В четвертом - они вновь на "дне". Эта дугообразная смена мест действия совпадает с завязкой, кульминацией и развязкой конфликта драмы. Лаконичным определением его также могло бы служить известное утверждение Фридриха Ницше "Бог умер. Осознают они сами или нет, но каждый нуждается в обретении смысла жизни - обретении нового Бога, новой веры, новой морали, новой нравственной системы. Определенный итог их поискам подводится в третьем акте, события которого разворачиваются на "Пустыре" - "засоренном разным хламом и заросшем бурьяном дворовом месте" - символе внутреннего состояния людей, одновременно и опустошенности их духа, и засоренности его разными суррогатами вроде бульварных романов Насти, с публичного чтения которых и начинается третий акт. Не случайно именно "Пустырь" станет местом убийства Костылева и здесь же Лука рассказывает Пеплу и Наташе притчу о "праведной земле". Зато можно вспомнить "Поучение Владимира Мономаха", автор которого писал его "сидя на санях", то есть готовясь отойти в мир иной, ожидая скорой смерти. Сани, санный путь связывали мир живых и мир мертвых. На них везли хоронить. А теперь сани перевернуты - почивших вечным сном везти некуда: умерла вера в иной мир, в котором человеку воздастся за всю полную лишений жизнь. Казалось бы, возместить эту пустоту способен странник Лука, пробуждающий веру в существование иного, лучшего мира. Явление Луки в ночлежку подобно второму пришествию Христа, подтверждением чему служит время действия. События первых двух актов разворачиваются за несколько дней до наступления Светлого Христова Воскресения. Действие первого, второго и характеристика актера в пьесе на дне актов драмы происходит накануне Пасхи. За несколько часов до происшествия Наташа говорит Пеплу, что домашние ее "на кладбище ушли. Ремарка гласит, что Василиса во время разговора Наташи с Пеплом, "нарядная, является в окне", - очевидно, Костылевы действительно собирались на праздничное богослужение. Время действия третьего акта - "ранняя весна, недавно стаял снег", то есть март-апрель. По христианскому церковному календарю на эти месяцы приходится два церковных праздника, накануне которых могли служить всенощную, - Вход Господень в Иерусалим Вербное Воскресениеа также Благовещение Пресвятой Богородицы. Первый отмечается за неделю до Пасхи, другой может приходиться на разные дни, в то же время праздноваться должен никак не позднее Страстной Среды. Кроме того, в литургическом центре этого дня также находится предательство Иуды. Во время Вечери Иисус сообщил апостолам о своем скором уходе. И Лука неожиданно говорит собеседникам: "Ну, ребята, живите богато! Уйду скоро от вас". Иисус завещал апостолам свое вероучение: "И Я завещаю вам, как завещал Мне Отец мой, Царство". Иисус был распят в пятницу вечером: "Было же около шестого часа дня, и сделалась тьма по всей земле до часа девятого". Косвенным указанием на то, что приход Луки осмысляется в пьесе как репетиция второго пришествия Христа, может служить реплика Наташи, обращенная к Пеплу, но сказанная в присутствии Луки: "Вот как перед Богом говорю! Бубнов в окне : Чем тут торгуют? За что - три копейки? Лука: Меня вот грозятся продать. Бубнов: За три копейки? Они и за копейку продадут. Да, старая вера дискредитировала себя, и Лука как будто занят поисками новой. Но почему же Горький заставляет его так неожиданно, комично бежать, позорно исчезнуть в самый ответственный характеристика актера в пьесе на дне, когда решалась судьба не только Васьки Пепла, но и других героев - Наташи, Актера, Насти? Почему в поведении Луки проскальзывает нечто, роднящее его не только с Христом, но и с Костылевым? Да и само его имя неоднозначно. С одной стороны, оно ассоциируется с образом признанного церковью евангелиста. С другой, согласно словарю Даля, "лукавый" в "священном" церковном значении этого слова - "бес, дьявол, сатана, нечистый, злой дух". Характеристика Костылевым настоящего праведника не только адресованы старцу, но и подходит для него самого: "Ежели он - настояще странен. Он - про себя ее храни. Пожалуй, это один из самых интересных моментов в пьесе. О какой такой "правде" знают Костылев и Лука? Уж не о той ли, что на "дне" Бога нет, но нет его и выше? И жить ради несуществующего Характеристика актера в пьесе на дне, Абсолюта все равно что жить в угоду пустоте - поклоняться "Пустырю"? О том, что в действительности нет у Луки правдивого ответа на вечные вопросы человеческого бытия о смысле жизни и цели человеческого существования. Разве что опять же во характеристика актера в пьесе на дне Всевышнего, который, "коли веришь - есть. О странной связи Луки с Костылевым свидетельствует и то, что является в ночлежку, как здешний мессия, Лука, а предают и убивают - или "распинают"! Неудивительно, что апостолом у Горького становится Сатин. И он же несет в себе сатанинские черты. Луку в пьесе называют то "кикиморой", то "дедушкой" или "старичком", то "грибом поганым". Позевывание у него "воющее", а Медведев велит ему характеристика актера в пьесе на дне каркать". Все это - характеристики "лесные", подчеркивающие, что нет в словах Луки ничего нового и что философия странника - еще более древняя, чем христианская. И свою притчу о "праведной земле" он рассказывает все на том же "пустыре", представляющем собой замкнутое пространство, откуда есть лишь один "узкий проход", скрытый в сумерках заходящего солнца. Ситуацию "на дне" вполне можно соотнести с ситуацией ожидания конца света, предсказанного в новозаветном "Откровении Иоанна Богослова", или Апокалипсисе, когда каждый будет судим по делам его. Отсюда, кстати, и столь острое ощущение катастрофичности изображаемой ситуации именно в этой пьесе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною". Сцена драки характеристика актера в пьесе на дне призывами характеристика актера в пьесе на дне обращениями каждой из сторон к "соратникам": Сатин кличет Ваську Пепла и велит Кривому Зобу бить Костылева. Характерная деталь: все кривое означает принадлежность к "адским" силам. Вопреки библейскому пророчеству, в пьесе Горького исход поединка решился не в пользу архистратига Михаила, характеристика актера в пьесе на дне четвертый акт предстает царством победившего Антихриста. В последнем акте драмы Горького персонажи характеристика актера в пьесе на дне слово "чертыхаются" и ни разу не поминают Господа, тогда как в первых трех актах Господа и черта они поминали одинаково часто. Лишенный всякой духовной поддержки, человек возвращается к исходному первобытному состоянию, в мир животных инстинктов и древних страстей. Присутствие Бога было своего рода сдерживающей силой для этих страстей. А теперь его нет. Подобная версия может показаться маловероятной. Ведь именно в четвертом акте Сатин произносит свои знаменитые монологи: "Чело-век! Именно в этом акте отрывается от мира своих бульварных романов Настя, а Клещ, презиравший "золотую роту" ночлежников, неожиданно произносит: "Ничего. Сначала не видишь этого. После сатинских тирад зоологическое начало в ночлежниках обнаруживает себя с угрожающей скоростью, проявляясь без всякого повода - даже не как брань. Верблюд - он вроде. Ты сам - вроде осла. Ушей вовсе нет у верблюда. Отчего здесь людей нет? Не лай, не ворчи!. После Алешка еще обзовет Медведева "отставной козы барабанщиком" и "курицей", а в себе "воспоет" свинью: "Эх, кабы мое рыло. Обычно стихотворение Беранже, которое Актер читает во втором акте, трактуется как апология философии Луки. Однако, если первая строфа воспевает безумца, который навеет человечеству "золотые сны", если "к правде святой мир дорогу найти не сумеет", то во второй речь идет уже о другом безумце, способном озарить лишенный солнца мир своей мыслью! Имя Луки, как указывалось выше, восходит к латинскому "светлый". Лука, очевидно, и предстает тем самым солнышком, забывшим "земли нашей путь осветить", а Сатин - безумцем, чья мысль способна озарить мир. Мой организм отравлен алкоголем. Актер: громко, как бы проснувшись. Вчера, в лечебнице, доктор сказал мне: ваш, говорит, организм - совершенно отравлен алкоголем. Сатин улыбаясь : Органон. Актер настойчиво : Не органон, а ор-га-ни-зм. Актер высовываясь с печи : Орга-ни-змов, дурак! Сатин: Для органонов, отравленных алкоголем. Эта лингвистическая дискуссия отнюдь не простая игра в слова, а принципиальный спор. Потому-то Актер и реагирует раздраженно, скандирует любимое словечко, отстаивая свое право называться человеком. Чуть ниже Сатин еще скажет: "Надоели мне, брат, все человеческие слова. Сатин - шулер не только потому, что жульничает в карточной игре. Практически весь его первый монолог - это апология Луки. Кстати, не стоит забывать, что в момент их произнесения Сатин уже просто пьян. И речь о столярах Сатин произносит "стараясь говорить голосом Луки и подражая его манерам" и завершает ее тезисом, который легко обнаружить в речах как Луки, так и Костылева: все трое отвергают возможность человеку жить для самого себя: "Всяк думает, что для себя проживает, ан выходит, что для лучшего! Между вопросом Пепла о Боге и ответом Луки Горький вклинивает реплику Бубнова: "Люди все живут. Надежды на лучшее ждать не приходится. Само время у Горького как будто остановилось и никуда не движется, несмотря на происходящие в ночлежке драмы. Первый акт представляет "начало весны. Второй - "вечер", третий - снова "ранняя весна, недавно стаял снег", четвертый - "ночь". День так и не наступает, и весна не перетекает в теплый май и жаркое лето. Правда, есть один нюанс, позволяющий усомниться, что все здесь останется как прежде. Звуковой фон финального акта - ветер, символ перемен. Выбранный сезон - весна, время пробуждения природы. Вряд ли человеку станет лучше жить в этом мире в ближайшее время, но все же подобное положение вещей в мире не может, не должно быть вечно - убежден драматург. В финале, когда Барон приносит известие о самоубийстве Актера, как некогда из-за спины Актера являлась Наташа, склонявшаяся принять "веру" Луки, также теперь появляется Настя - как бы символизируя приход в ночлежку качественно новой философии. Актер здесь предстает как трагикомический персонаж, он и пьяница, характеристика актера в пьесе на дне философ, он шут "дна", и в этом смысле в нем есть что-то от Тетерева в "Мещанах". Столько лет он мечтал вернуться на сцену и не мог этого сделать. На протяжении всей пьесы он пытался обратить на себя внимание цитатами из Шекспира, стихами Беранже или высокопарными словами вроде "мой организм отравлен алкоголем" - а своего добился только повесившись. Пьяный, он жил сценой, даже когда не верил в возможность возвращения в театр. Трезвый, повесился, поняв что-то большее, чем просто невозможность вырваться со "дна". И - обратил на себя внимание сразу всех ночлежников. Такой итог содержит в себе одновременно фарсовое и трагическое начало. Не случайно Горький характеристика актера в пьесе на дне в финальную сатинскую характеристика актера в пьесе на дне слово "дурак". Характеристика актера в пьесе на дне - это Петрушка, герой народного театра. Комично и одновременно трагично звучит его фамилия - Сверчков-Заволжский. Сверчок - символ дома, домашнего уюта, это нечто здесь, в мире живых. Это и простор, ширь. Сверчок, рвущийся в необъятные мировые просторы. А пропадает он не на просторе, а на Пустыре. И внимание большинства привлечет теперь разве что заметкой в колонке криминальной хроники. Но характеристика актера в пьесе на дне то же время, возможно, сам того не осознавая, Актер сыграл-таки свою роль - роль героя высокой трагедии. Не понадобилось никуда уезжать, не понадобилось искать лечебницу и лечиться. Самым верным в монологах Сатина оказалось утверждение "Человек может верить и не верить. Он за все платит сам, и потому он - свободен!. За его исполнение он заплатил собой. Он "открыт", потому что ответа, что же дальше, нет. Барон уже не скажет это свое словечко, потому что персонажи как бы застывают на пороге, за которым им необходимо сделать выбор. Исторические корни волшебной сказки. Изд-во Ленинградского университета, 1986. Еще один символ у Горького: Лука рассказывает свою притчу при заходящем солнце, и эта сцена знаменует и начало "заката" философии Луки в мире "дна". Ведь и само его имя происходит и от латинского "свет". Казалось бы, Наташа и Васька Пепел уже поверили страннику, уже приготовились следовать его наказу идти прочь из ночлежки, но обычная жизнь вновь вмешивается в ход событий, и уверовавший в истины, рассказанные Лукой, Васька Пепел, не задумываясь, бросается защищать Наташу, а, оказывается, - убивает человека. Проснулись ли характеристика актера в пьесе на дне этот момент в нем инстинкты его "волчьей жизни" или же он действовал из характеристика актера в пьесе на дне побуждений, навеянных опять же странником, но притча о Праведной земле приобрела характер жестокой насмешки - искать ее Пепел характеристика актера в пьесе на дне не свободным человеком, а по этапу. Русский народный православный календарь. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное его значение предлагает видеть Луку как "игривым, исполненным добродушной хитрости", так и "коварным, хитрым". Толковый словарь русского языка. Горьковского полицейского Абрама Медведева можно сопоставить со старозаветным Авраамом, который, будучи безгранично предан Богу, готовился принести Ему в жертву собственного сына. Похоже ведет себя в отношении собственной племянницы и Медведев: не только сам не вступается за избиваемую Костылевыми Наташу, но и другим не позволяет. Телеграфист не создает сам ничего, он всего лишь телеграфирует, передает чьи-то слова. Современный словарь иностранных слов. Сцена эта из второго акта развивается параллельно с утешительными речами Луки над постелью умирающей Анны - как бы отражая шулерство того и другого. Лука отнюдь не озабочен судьбой Анны. Потому-то, когда в ответ на стариковские утешения Анне, напротив, неожиданно захотелось характеристика актера в пьесе на дне "еще немножко", Лука ей в этом отказывает: Лука. Смерть, я те говорю, она нам как мать малым детям. Ничего там не будет!.

См. также