Бюджетный кодекс республики беларусь

Кодекс Республики Беларусь от 16. Документы и материалы, указанные в пункте 1 настоящей статьи, представляются одновременно с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год при внесении его в Палату представителей. Показатели, утверждаемые законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели: предельный размер дефицита республиканского бюджета, источники его финансирования или размер профицита республиканского бюджета; предельный уровень дефицита консолидированных бюджетов областей и бюджета г. Минска по отношению к их доходам; доходы республиканского бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам бюджетный кодекс республики беларусь доходов бюджета; распределение доходов между республиканским бюджетом и местными бюджетами и нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в нижестоящие бюджеты; размеры межбюджетных трансфертов; нормативы бюджетной обеспеченности; расходы республиканского бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации бюджетный кодекс республики беларусь бюджета; доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов; расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав республиканского бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета в разрезе программ подпрограмм ; распределение бюджетных назначений по распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов республиканского бюджета и бюджетный кодекс республики беларусь классификацией расходов бюджета; перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета; объем ассигнований на реализацию государственной инвестиционной программы; размер оборотной кассовой наличности по республиканскому бюджету; лимиты внутреннего государственного долга и внешнего государственного долга; иные показатели, установленные законодательными актами или Правительством Республики Беларусь. Утверждение перечня бюджетных программ, финансируемых из республиканского бюджета, на очередной финансовый год 1. Законом о республиканском бюджете на очередной финансовый год утверждается перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств республиканского бюджета, в котором по каждой программе указываются: 1. Вместе с проектом закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год представляется справочно-аналитическая информация к перечню бюджетный кодекс республики беларусь программ на очередной финансовый год. Порядок составления проекта республиканского бюджета и расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь 1. Составление проекта республиканского бюджета осуществляется Правительством Республики Беларусь в соответствии с настоящим Кодексом и начинается не позднее чем за десять месяцев до начала очередного финансового года. Порядок организации работы по составлению проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Бюджетный кодекс республики беларусь Беларусь, расчетных показателей по консолидированным бюджетам областей и бюджету г. Минска утверждается Правительством Республики Беларусь. Методическое руководство, составление проекта республиканского бюджета, расчетных показателей бюджетный кодекс республики беларусь консолидированному бюджету и определение нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляются Министерством финансов. В соответствии со сроком представления проекта республиканского бюджета на очередной финансовый год, установленным Правительством Республики Беларусь, Министерство финансов бюджетный кодекс республики беларусь указания о порядке и сроках представления материалов, которые бюджетный кодекс республики беларусь в себя перечень показателей и формы, по которым распорядители бюджетных бюджетный кодекс республики беларусь, областные Минский городской исполнительные комитеты должны представлять в Министерство финансов материалы, необходимые для составления проекта республиканского бюджета, расчетных показателей по консолидированному бюджету Республики Беларусь и определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. В перечень показателей, определенных указаниями о порядке и сроках представления материалов, могут вводиться финансовые и другие ограничения, обязательные для всех распорядителей бюджетных средств, областных Минского городского исполнительных комитетов. Распорядители бюджетных средств, областные Минский городской исполнительные комитеты в соответствии с указаниями о порядке и сроках представления материалов должны своевременно, достоверно и в полном объеме представлять в Министерство финансов требуемые материалы. Министерством финансов с участием представителей распорядителей бюджетных средств, областных Минского городского исполнительных комитетов производится рассмотрение указанных материалов с учетом их соответствия бюджетный кодекс республики беларусь, приоритетности и эффективности использования бюджетных средств. В случае, если согласование с распорядителями бюджетных средств, областными Минским городским исполнительными комитетами не достигнуто, Министерство финансов готовит свое заключение по несогласованным вопросам. На основе согласованных материалов Министерство финансов разрабатывает проект республиканского бюджета на очередной финансовый год, который в форме проекта закона вместе бюджетный кодекс республики беларусь расчетами, аналитическими и другими материалами в соответствии с законодательством вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь. После рассмотрения и одобрения Правительством Республики Беларусь проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Министерство финансов сообщает: 8. Минска и планируемые нормативы отчислений от регулирующих доходов республиканского бюджета в соответствующие бюджетный кодекс республики беларусь. Рассмотренные и одобренные Правительством Республики Беларусь проект закона о республиканском бюджете и расчетные показатели по консолидированному бюджету Республики Беларусь на бюджетный кодекс республики беларусь финансовый бюджетный кодекс республики беларусь не позднее 1 сентября года, предшествующего очередному финансовому году, представляются на рассмотрение Президенту Республики Беларусь. Глава 17 СОСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТОВ МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 92. Документы и материалы, представляемые одновременно с проектом решения местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год Одновременно с проектом решения о бюджете на очередной финансовый год в местный Совет депутатов представляются следующие документы и материалы: бюджетный кодекс республики беларусь ожидаемого исполнения местного бюджета и консолидированного бюджета соответствующей административно-территориальной единицы для бюджетов областного и базового уровней за текущий финансовый год; пояснительная записка к проекту местного бюджета; расчетные показатели по консолидированному бюджету административно-территориальной единицы для бюджетов областного и базового уровней на планируемый финансовый год; основные показатели взаимоотношений с другими бюджетами; прогнозные расчеты по основным видам доходов и расходов местного бюджета; справочно-аналитическая информация к перечню бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета; другие документы и материалы, установленные законодательством. Показатели, утверждаемые решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год Решением местного Совета депутатов о бюджете на очередной финансовый год устанавливаются и утверждаются следующие основные показатели: предельный размер дефицита бюджета, источники его финансирования или размер профицита бюджета; предельный уровень дефицита нижестоящего местного бюджета по отношению к его доходам; доходы местного бюджета в общей сумме и по группам, подгруппам, разделам и основным подразделам классификации доходов бюджета; нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты; размер межбюджетных трансфертов; нормативы бюджетной обеспеченности; расходы местного бюджета в общей сумме, а также по функциональной классификации расходов бюджета; доходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и по группам, подгруппам, бюджетный кодекс республики беларусь и основным подразделам классификации доходов бюджета по каждому из фондов; расходы государственных целевых бюджетных фондов, включенных в состав местного бюджета, в общей сумме и в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов по бюджетный кодекс республики беларусь программе подпрограмме по каждому из фондов согласно акту законодательства, которым утверждена эта программа; распределение бюджетных назначений бюджетный кодекс республики беларусь распорядителям бюджетных средств в соответствии с ведомственной классификацией расходов местных бюджетов и функциональной классификацией расходов бюджета; перечень бюджетных программ, финансирование которых предусматривается за счет средств местного бюджета; размер оборотной кассовой наличности по местному бюджету; лимит долга органов местного управления и самоуправления; иные показатели, установленные законодательством. Порядок и сроки составления проектов местных бюджетов 1. Проекты местных бюджетов формируются на основе: 1. Порядок и сроки составления проекта местного бюджета устанавливаются местными исполнительными и распорядительными органами. Составление проекта местного бюджета производится местным финансовым органом бюджетов первичного уровня - соответствующими исполнительными и распорядительными органами на основе ожидаемого исполнения местного бюджета за текущий финансовый год. Областными Минским городским исполнительными комитетами устанавливаются для местных финансовых органов сроки составления расчетных показателей по консолидированным бюджетам соответствующих административно-территориальных единиц, местным бюджетам. При этом окончательное составление местных бюджетов на очередной финансовый год осуществляется после утверждения вышестоящими местными Советами депутатов нормативов отчислений от регулирующих доходов в соответствующие местные бюджеты. После утверждения республиканского бюджета и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты областей и бюджет г. Минска осуществляется окончательное составление областных бюджетов, бюджета г. Минска и расчетных показателей по консолидированным бюджетам районов, бюджетам городов областного подчинения и областным бюджетам для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов. После утверждения областных бюджетов и нормативов отчислений от регулирующих доходов в консолидированные бюджеты районов осуществляется окончательное составление районных бюджетов и расчетных показателей по бюджетам сельсоветов, поселков городского типа, городов районного подчинения для определения нормативов отчислений от регулирующих доходов в эти бюджеты и сумм межбюджетных трансфертов с их последующим утверждением. Проекты местных бюджетов представляются для рассмотрения в соответствующие местные исполнительные и распорядительные органы. Местные исполнительные и распорядительные органы рассматривают проекты местных бюджетов и нормативы отчислений от регулирующих доходов в нижестоящие бюджеты и вносят их для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов. Раздел VIII РАССМОТРЕНИЕ И УТВЕРЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Глава 18 ОСНОВЫ РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 95. Внесение проектов республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год на рассмотрение Палаты представителей и местных Советов депутатов 1. Президент Республики Беларусь вносит проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей в сроки, установленные настоящим Кодексом. Местные исполнительные и распорядительные органы вносят проект решения о бюджете на очередной бюджетный кодекс республики беларусь год на рассмотрение соответствующего местного Совета депутатов в сроки, установленные местными Советами депутатов. Рассмотрение и утверждение республиканского бюджета и местных бюджетов на очередной финансовый год 1. Принятие закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год осуществляется не позднее 1 декабря года, предшествующего очередному финансовому году. Принятие решений местными Советами депутатов о бюджете на очередной финансовый год осуществляется до начала планируемого финансового года. Утверждение нижестоящих бюджетов производится после утверждения соответствующих вышестоящих бюджетов. Решения местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год подлежат официальному опубликованию, если иное не установлено законодательными актами. Временное управление республиканским бюджетом и местными бюджетами 1. В случае неутверждения республиканского бюджета или местных бюджетов до начала финансового года осуществляется временное управление бюджетом. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь, местные исполнительные и распорядительные органы вправе осуществлять расходы соответствующего бюджета со следующими ограничениями: 1. При временном управлении бюджетом Правительство Республики Беларусь и местные исполнительные и распорядительные органы не имеют права: 2. Глава 19 ПОРЯДОК РАССМОТРЕНИЯ И УТВЕРЖДЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 98. Внесение проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год в Палату представителей 1. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год вносится в Палату представителей не позднее 1 ноября года, предшествующего очередному финансовому году. При необходимости внесения изменений или дополнений в настоящий Кодекс либо законы, регулирующие вопросы налогообложения, в Палату представителей до внесения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год или одновременно с ним вносятся проекты соответствующих законов. Порядок рассмотрения проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год Парламентом Республики Беларусь 1. Проект закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год рассматривается Парламентом Республики Беларусь в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, настоящим Кодексом и регламентами палат Парламента Республики Беларусь. Предложения об уменьшении доходов республиканского бюджета должны определять источники компенсации потерь доходов республиканского бюджета или виды и объем расходов, подлежащих соответствующему сокращению. Предложения об увеличении расходов республиканского бюджета должны определять источники покрытия таких расходов. Принятию проекта закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год предшествуют принятие проекта закона о внесении изменений или дополнений в законы по вопросам налогообложения иные законы при необходимости внесения в них изменений, а также принятие других законов в случае, предусмотренном пунктом 3 статьи 21 настоящего Кодекса. Основы рассмотрения и утверждения проектов бюджетный кодекс республики беларусь местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год 1. Местные исполнительные и распорядительные органы бюджетный кодекс республики беларусь проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год и вносят их для утверждения в соответствующие местные Советы депутатов. Проекты решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год рассматривают постоянные комиссии местных Советов депутатов, к компетенции которых отнесены данные вопросы, и готовят заключения по ним. Рассмотрение и утверждение проектов решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год производятся на сессиях местных Советов депутатов. Раздел IX ИСПОЛНЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Глава 20 ОСНОВЫ ИСПОЛНЕНИЯ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА И МЕСТНЫХ БЮДЖЕТОВ Статья 101. Основы исполнения бюджетов 1. Исполнение республиканского бюджета и местных бюджетов осуществляется на основании закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год, решений местных Советов депутатов о бюджете на очередной финансовый год в соответствии с бюджетной росписью республиканского бюджета и местных бюджетов. Учет исполнения республиканского бюджета и местных бюджетов по расходам ведется по кассовым и фактическим расходам. Кассовыми расходами бюджета считаются все суммы, выданные с банковских счетов как путем безналичных расчетов, так и наличными деньгами. Фактическими расходами считаются действительные затраты организаций, подтверждаемые документами в соответствии с законодательством. Право организаций на расходование бюджетных ассигнований, предусмотренных этим организациям в текущем финансовом году, прекращается по окончании финансового года. Неиспользованные остатки бюджетных средств на счетах организаций по окончании финансового года перечисляются в доход соответствующего бюджета. Оставшиеся незаконченными на 1 января расчеты бюджетных организаций по операциям истекшего периода производятся в очередном финансовом году за счет бюджетных назначений на те же цели по бюджету очередного финансового года. Денежные средства, находящиеся на едином казначейском счете, а также имущественные права на них не могут быть предметом залога в качестве обеспечения исполнения обязательств по гражданско-правовым сделкам. Не допускается безакцептное списание в порядке предварительного и последующего акцепта денежных средств с единого казначейского счета, кроме случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. В случае принятия акта законодательства, вызывающего уменьшение доходов или увеличение расходов нижестоящего бюджета, этому бюджету на основании указанного акта возмещаются средства из соответствующего вышестоящего бюджета. Потери в доходах и бюджетный кодекс республики беларусь расходы, возникающие в ходе исполнения местного бюджета, не компенсируются за счет бюджетов других административно-территориальных единиц, за исключением случая, предусмотренного пунктом 7 настоящей статьи. Принятие местными Советами депутатов решений в части размеров нормативов отчислений от регулирующих доходов и осуществления операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между бюджетами осуществляется в соответствии с законом о республиканском бюджете и решениями вышестоящих Бюджетный кодекс республики беларусь депутатов о бюджете на очередной финансовый год. В случае несоответствия решений бюджетный кодекс республики беларусь Советов депутатов нормативным правовым актам, указанным в пункте 9 настоящей статьи, либо несоблюдения их местными Советами депутатов и местными исполнительными и распорядительными органами в процессе исполнения бюджетов средства, причитающиеся соответствующим бюджетам, взыскиваются Министерством финансов или вышестоящими местными финансовыми органами в бесспорном порядке. Организация исполнения бюджетов 1. Правительство Республики Беларусь обеспечивает исполнение республиканского бюджета. Местные исполнительные и распорядительные органы обеспечивают исполнение соответствующих местных бюджетов. Министерство финансов определяет порядок финансирования расходов, предусмотренных по бюджетам, порядок оплаты бюджетных обязательств, принятых получателями бюджетных средств, осуществляет операции по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами, устанавливает порядок и сроки представления периодической и годовой отчетности об исполнении бюджетов областей и бюджета г. Минска для составления сводной периодической и годовой отчетности об исполнении республиканского бюджета и местных бюджетов, устанавливает, организует и осуществляет единую методологию учета бюджетный кодекс республики беларусь бюджета, а также осуществляет контроль за своевременным поступлением доходов, эффективным и целевым расходованием средств республиканского бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов распорядителями и получателями бюджетных средств. Бюджетные ассигнования, предусмотренные бюджетной росписью получателям бюджетных средств, являются основанием для утверждения бюджетных смет. Бюджетная смета является бюджетный кодекс республики беларусь финансовым планом, который определяет объем, целевое направление и распределение бюджетных средств в соответствии с бюджетной росписью для выполнения бюджетной организацией своих функций. Получатели бюджетных средств несут бюджетный кодекс республики беларусь за управление бюджетными ассигнованиями, а также принимают бюджетные обязательства и осуществляют бюджетный кодекс республики беларусь только в пределах бюджетных ассигнований, установленных бюджетными сметами. Порядок составления, рассмотрения и утверждения бюджетных смет устанавливается Министерством финансов. Права Министерства финансов, его территориальных органов и местных финансовых органов при исполнении бюджетов 1. Министерство финансов, его территориальные органы, местные финансовые органы в установленном порядке имеют право: 1. Временно свободные денежные средства бюджета могут размещаться в банковские вклады депозитыинвестироваться в ценные бумаги, иные активы в соответствии с бюджетным законодательством. Казначейская система исполнения бюджетов 1. Органы государственного казначейства представляют собой единую централизованную систему, созданную по территориальному принципу, входящую в состав Министерства финансов, и включают в себя Главное государственное казначейство Министерства финансов и территориальные органы государственного казначейства. Управление денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов иными средствами в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется со счетов по учету средств республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов иных средств, открытых Министерству финансов и его территориальным органам, которые в совокупности составляют единый казначейский счет. Учет всех операций с денежными средствами республиканского бюджета, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов иными средствами в соответствии с настоящим Кодексом осуществляется отдельно. Внебюджетные средства бюджетных организаций учитываются на едином казначейском счете. Открытие и закрытие счетов распорядителей и получателей бюджетных средств по учету средств республиканского бюджета, бюджетный кодекс республики беларусь бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, внебюджетных средств бюджетных организаций, иных государственных средств, бюджетный кодекс республики беларусь законодательством, осуществляются по распоряжению органов государственного казначейства. Счета Министерства финансов по учету средств республиканского бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов находятся в Национальном банке Республики Беларусь. Глава 21 ИСПОЛНЕНИЕ РЕСПУБЛИКАНСКОГО БЮДЖЕТА Статья 106. Казначейское исполнение республиканского бюджета Казначейское исполнение республиканского бюджета предусматривает: осуществление операций со средствами республиканского бюджета через единый казначейский счет; распределение в установленных порядке и размерах регулирующих доходов между бюджетами различных уровней; возврат, зачет сумм, излишне уплаченных взысканных или неправильно поступивших в доход республиканского бюджета; осуществление операций по передаче средств в форме межбюджетных трансфертов между республиканским бюджетом и местными бюджетами; обеспечение контроля бюджетных полномочий и обязательств; осуществление платежей от имени бюджетный кодекс республики беларусь получателей средств республиканского бюджета; учет всех операций и составление отчетности по исполнению республиканского бюджета. Бюджетная роспись республиканского бюджета 1. Республиканский бюджет исполняется в соответствии с бюджетной росписью. Бюджетная роспись республиканского бюджета составляется в соответствии с бюджетной классификацией Республики Беларусь на основе показателей республиканского бюджета, утвержденных законом о республиканском бюджетный кодекс республики беларусь на очередной финансовый год. Бюджетная роспись республиканского бюджета утверждается Министерством финансов в месячный срок после принятия закона о республиканском бюджете на очередной финансовый год.

См. также